Тамбов, 1994 год

Кострома-Нерехта-Кострома

1 – 2 октября 1994

Кострома

30 сентября, суббота. Ну не сидится нам дома, и снова песня позвала в дорогу. Общий сбор был объявлен на Крюковской площади. Ирина Рафаиловна с волнением нас напутствовала: «Почувствуйте себя ответственными, это уникальная поездка, и скоро вы убедитесь в этом сами». Мы выезжали 30 сентября, в день Надежды, Веры, Любви. В вагоне собрали всех именинниц, и у кого был день рождения, тому торжественно спели «Многая лета». Проводница наша, тоже Надежда, была очень растрогана нашим вниманием к ней, и в знак благодарности она разрешила бесплатно взять матрасы и одеяла. В Костроме Наташа проводила нас в профилакторий. Условия для проживания отличные, чисто, тепло, приветливый обслуживающий персонал и пианино в холле. Лучше не бывает! Мы успели немного отдохнуть с дороги, потом была репетиция, и мы поехали в Ипатьевский монастырь.

Сначала была экскурсия, а потом мы начали петь, пели на большом духовном подъеме, а по-другому нельзя, не имеем права, ведь мы в святых местах. Люди, которые слушали нас, плакали. Я посмотрела на лица своих хористов, тоже поют на пределе, у Альбины глаза влажные, нет, нельзя смотреть, это чревато. Надо только на дирижера, только на Андрея Викторовича. Еще в поезде мы познакомились с мужчинами и сказали им, что мы едем к вам, в Кострому, с концертом, который будет в Ипатьевском монастыре в 13:00.

Ипатьевский монастырь

Сказали и забыли. А концерт начался в 12:00. И вот только закончили петь, уже успели переодеться, в храм буквально вбегают эти мужчины и когда узнают, что концерт окончился, страшно огорчаются и с волнением в голосе просят спеть специально для них, хоть чуть-чуть, ведь они целый час шли пешком, чтобы услышать духовную музыку. Мы спели немножко, они были очень благодарны, они были в восторге. Я у них спросила: «Вам понравилось?» — «Вот это да!» — ответили они. После концерта снова была небольшая экскурсия по монастырю.

Троицкий собор Ипатьесвкого монастыря

А потом мы пошли в филармонию послушать концерт, посвященный Дню пожилого человека. Пел костромской хор. Мне больше всего понравилось выступление духового оркестра. Мы с Галиной Зотьевной пели с ними, а бабушки удивленно и с интересом поглядывали в нашу сторону. Потом мы хотели встать и уйти, но они попросили нас остаться, что мы и сделали.

А вечером мы отдыхали. При свечах в своей комнате мы слушали песни, которые Юра сам сочинил и сам пел, сам играл на гитаре.

1 октября, воскресенье. На другой день был ранний подъем и долгая-долгая репетиция. Андрей Викторович наслаждался, что он может работать с нами, сколько захочет. Уже Люба и Лидия Александровна сняли обувь, а некоторые стали снимать с себя одежду, а Андрей Викторович все машет и машет руками, ему и этого времени мало, не мешало рвануть куда-нибудь на недельку-другую. Больше всех, конечно, устала молодежь, и они все время присаживались на диванчик, ну, «старенькие» они, что с них взять, их жалеть надо. Но время нашего пребывания в пансионате подходило к концу. Андрей Викторович с сожалением прервал репетицию, чтобы дать нам возможность в оставшиеся 30 минут сложить свои вещи, отдохнуть, сдать ключи от комнат. Мы с благодарностью распрощались с персоналом, вышли на улицу, было очень холодно, дул сильный ветер. Мы пришли на остановку и стали ждать автобус. А в это время к нам подходят незнакомые женщины и благодарят нас за вчерашний концерт. Меня удивили их лица, какие-то одинаково просветленные, добрые, улыбчивые — они сказали нам много хороших слов: «Пусть всегда с вами будет Бог и да сопутствует вам удача!» Мы сели в рейсовый автобус и поехали в Нерехту.

Ехали мы долго, пока ехали, тучи расступились, выглянуло солнце, стало теплее. Приехали в Нерехту, стали подходить к храму, сразу повеяло какой-то благодатью, вошли в храм, и чувство теплоты и чего-то необъяснимо хорошего вдруг охватило, я думала, только меня, спрашиваю у других, да, испытывают что-то теплое и высокое.     И разве мы могли в таком намоленном, высокоэнергетическом месте спеть плохо?

Нет, не могли, не имели права. И мы пели, пели одухотворенно, пели с большой отдачей. У зрителей были слезы на глазах, и нельзя было смотреть на их лица, потому что от волнения сжимало горло. Наши благодарные зрители с большими охапками цветов на коленях и дети, дети, дарящие эти цветы нашим руководителям, этот великолепный храм, уносящий наши голоса высоко-высоко в небеса, разве это можно забыть? Такое не забывается никогда. Это ощущение надолго, навсегда. Права была Ирина Рафаиловна, когда говорила: «Почувствуйте себя ответственными, вас ждет такое, что не забудется никогда».

После концерта было сказано столько всего хорошего, была мягкость, доброта, вежливость в этих словах. В музыкальной школе для нас приготовили чай, и вода для чая была не просто водой, а водой ключевою. Хотели сначала испить по чашечке, да и  откланяться. Ну, оказалось, что по чашечке мало, попросили добавочки, а потом еще и еще да с тортиком. Вот когда на душу все легло, то можно было уже и распрощаться с гостеприимными хозяевами, что мы и сделали.

Поблагодарили за теплый прием, да и отбыли на вокзал.

Кострома, Кострома,

Ты нас всех свела с ума.