Тамбов, 1994 год

Цвикау, Германия, 2002 год

Прага, 2005 год

В Тамбов

27 апреля 1636 года на топких лесистых берегах Цны, в месте, где сливается с ней речка Студенец, по указу царя Михаила Федоровича, стольник и воевода Роман Боборыкин начал строительство города-крепости Тамбов для защиты Московского государства от кочевников

24-26 июня 1994

Небольшие путевые заметки о поездке в Тамбов

23 июня. Четверг. И снова в путь, покой нам только снится. Мы на Павелецком вокзале. Подали поезд на удивление чистым. Проводница вагона оказалась строгой и к 23.00 велела всем быть в порядке. Ровно к 23 часам мы смотрели друг на друга ясными глазами, правда, Шацкого положили на верхнюю полку значительно позже.

\

24 июня, Пятница. Утром прибыли в Тамбов.

Там долго думали, куда бы нас поселить. Сначала хотели отвезти в зону отдыха, но без вещей.

Мы так не захотели, и нас поселили в общежитие вместе с сумками. И еще нам сказали, чтобы мы бережно относились к шкафам, замкам и прочему имуществу, так как там только что сделали ремонт. Было похоже, что после ремонта. Ну, приехал же Солженицын обустраивать Россию, почему бы и нам не помочь отмыть общежитие после ремонта. Только закончили уборку, пришел Андрей Викторович и велел нам ложиться спать. Мы легли, но чувствуем, что в этом распоряжении что-то не так, не лежится нам. Через 15 минут снова приходит Андрей Викторович и дает нам команду быстро вставать и идти вниз, нас уже ждут. Вот, оказывается, почему нам не спалось, одеваемся и бежим к автобусу. Поехали в Ивановку, в гости к Рахманинову.

Едем, едем, ох и далеко же живет Сережа Рахманинов. Устали ехать, да и угорели уже от разных вредных запахов. Решили сделать остановку и подышать цветистым воздухом, нарвать душистых цветов. И снова в путь. Вековые сосны, овраги, просторные поля, водоемы, большие и маленькие. Каждый, наверное, мысленно искупался в реке в купальнике или без него, кто, что с собой взял.

Наконец-то приехали в Ивановку. «Здравствуйте, господин Рахманинов. Вот мы и приехали посмотреть на ваше имение и пропеть некоторые ваши произведения».

Музей Рахманинова в Ивановке

Была интересная экскурсия по усадьбе, во время которой было сказано, что деревья здесь целебные и обладают высокой энергией. Мы сразу побежали обниматься с деревьями. Ольга Михайловна выбрала самую красивую, самую энергетическую березку и долго с ней о чем-то разговаривала. Галина Зотьевна обнимала дуб. А потом наступил самый волнующий момент, когда мы собрались в музыкальном салоне, где бывали великие люди и где нам, простым хористам, предстояло послушать музыку Рахманинова и спеть романсы. Мы стали как бы причастны к тем великим делам, которые здесь происходили. По реакции зрителей, среди которых были иностранные гости, наше выступление удалось. Мы тепло простились с сотрудниками музея и поехали обратно. Андрей Викторович издает указ, в котором нам разрешается поесть, а потом поспать. Поели, но спать никто не желает. Пели, пели, а потом опять слышим: «Посмотреть на радугу и загадать три желания». Загадали: 1) хорошо выступить на концерте; 2) благополучно добраться до дома; 3) поехать на встречу с Рахманиновым за рубеж (мечтать не вредно).

На обратном пути наш автобус сломался, хорошо, что успели въехать в город, там сели в городской автобус и поехали в свое общежитие. В автобусе наши девочки решили разыграть такую сцену «неожиданной встречи». Наташа обращается ко мне как к незнакомой: «Ой, здравствуйте, мы сейчас возвращаемся из музея Рахманинова и там видели женщину, удивительно похожую на вас. Вы знаете, она пела  романс Рахманинова». Я спрашиваю: «А хорошо ли пела эта женщина, вам понравилось?»— «О, да, да, очень понравилось, и не только нам». Ну, здесь мы «узнали» друг друга и громко рассмеялись. Вечером развлекались, кто как мог. Программа отдыха была свободной. Мы сходили в комнату к нашей Танюше, поздравили ее с окончанием 10 классов. Мужчины приглашали ее на вальс, галантно раскланивались перед ней и нежно целовали ручки. Закончился первый день.

25 июня, суббота. На другой день все быстренько побежали по магазинам, а в 15:00 у нас был концерт в кинотеатре «Заря». Хотя зрителей было мало, но по аплодисментам можно было понять, что наше пение нравится, даже один раз крикнули «Браво!».

Репетиция в музыкальном училище

А вечером снова развлекались, кто как мог. Кто пил кофе с ликером, кто песни пел, многие играли в волейбол. Андрея Викторовича часто штрафовали, и он больше всех сидел в кругу. А мы играли в прятки. Был забавный момент. Когда я спряталась, а меня никак не хотели разыскивать,  Галина Александровна сказала, что вот тебя уже никто и не ищет. Мы долго смеялись, а потом молодежь позвала нас к себе на дискотеку. Потанцевали вволю, было здорово. Вот и второй день прошел.

26 июня, Воскресенье. А В воскресенье в городском саду был праздник — день молодежи. Мы тоже уча-ствовали в этом празднике. Выступили с небольшой программой. Ирина Рафаи-ловна кричала «Браво, браво!», подза-доривая зрите-лей. Мы получили грамоту и благодарственные слова от представителя отдела куль-туры.

Потом пошли к «вечному огню», возложили венки, спели «На братских могилах» и сфотографировались на долгую память с участниками тамбовского хора.

А потом был дружеский обед в ресторане в честь нашего приезда на третий день пребывания в городе. Мы все вместе пели, танцевали, у официанток с каждым разом глаза делались все круглее и удивленнее. Вот только когда мы распелись, расплясались, вот только тогда появилось творческое единение. Такая встреча была бы на день раньше, побольше бы погуляли, а так времени для веселья было мало, надо было ехать на вокзал. Но все равно было хорошо. На вокзале, в ожидании поезда, мы с Галиной Зотьевной сидели в скверике и пели романсы. К нам подошла пошатывающаяся женщина и попросила спеть еще, ей, видите ли, понравилось, как мы поем. Мы ее послали к своим, она на удивление не обиделась, а пошла к своим, которые лежали на лавке.

В конце встречи мы спросили руководителя тамбовского хора, какое впечатление сложилось у него о нашем коллективе, что бы он нам пожелал. Он сказал: «Мне трудно что-либо пожелать вам, вы поете на очень высоком уровне. Вы динозавры, насколько я знаю, такого любительского коллектива больше нет». Вот такая высокая оценка была дана нам. Хор динозавров успешно справился с гастролями и благополучно вернулся домой.