Тамбов, 1994 год

Прага, 2005 год

И снова в Ярославль

26 –28 июня 1999

24 июня, четверг. Вот и закончился еще один хоровой год. Андрей Викторович решил пригласить нас на отдых в Ярославль, но не просто отдохнуть, а еще и хорошо спеть, раскрыть свои творческие возможности. Было предложено два варианта: поездка на поезде и на теплоходе. Теплоходом отправился путешествовать в основном камерный состав хора. Ровно в 19.30 отчаливаем от Речного вокзала. Чтобы не терять зря времени, решили дать концерт - это будет и как репетиция, и надо спеть так, чтобы зрители от удовольствия упали бы со своих кресел.

25 июня, пятница. Теперь надо подумать, как официально заявить о своих благих намерениях. В 13 часов в кинозале была встреча команды корабля с пассажирами, где обсуждались разные бытовые вопросы. Я передаю капитану записку, в которой говорилось, что на борту теплохода едет камерный хор «Ковчег» и желает дать концерт на верхней палубе. Он прочитал записку, понимающе мне кивнул, и я стала ждать ответа. В конце собрания капитан обратился к пассажирам и сказал, что получена приятная информация, и объявляет пассажирам о нашем концерте, затем отводит меня в радиорубку, дает соответствующее указание радистам, разрешает повесить афишу на центральном входе. В общем, организационный момент был решен. Наши артисты стали репетировать в усиленном режиме. Составили программу, долго писали текст для ведущей концерта. Людмила Евгеньевна срочно побежала вешать афишу, в общем, все как-то сразу были задействованы в подготовке к концерту.

В 17.00 теплоход подходит к Угличу, стоянка 2 часа. Пошли шататься по городу, но было очень жарко, мы быстро приустали и решили, что лучше пойти искупаться. Да, действительно лучше, вода теплая, правда, берега каменистые, и как ни осторожничали, Любаша все равно поранила свою ножку. «Ну наконец-то я почувствовала, что отдыхаю», — умиротворенно шепчет Ирина. Такие блаженные возвращаемся на теплоход и в 19.00 отплываем. Красота кругом, много воды и воздуха и летящая вереница чаек. Пассажиры бросают им кусочки хлебушка, они хватают на лету и просят еще и еще. Хотя официально было запрещено кормить чаек, ну кто же устоит перед таким соблазном, так хочется посмотреть, как чайки лопают хлеб.

Время приближается к 21 часу. По радио дают объявление, что в 21 час на верхней палубе состоится концерт, приглашаются все желающие. Желающих собралось действительно много. Концерт вела наша Танечка, у нее все это здорово получалось. Слушали хорошо, с большим интересом, и даже снимали на камеру. Особенно усердствовала, как я вначале подумала, что это корейская группа. «Теперь наши барышни точно в Корею отправятся», - прокручивала я в своем мозгу и решила познакомиться с ними поближе. «Нравится?» — спрашиваю, хотя на лицах было столько радости и улыбок, что можно было и не пытать их. «Да, очень, очень нравится, будем ваш хор показывать в Пекине». «В Пекине?» — от неожиданности у меня челюсть отвисла. «Да, да в Пекине», — повторяют они. А я своих хористов чуть в Корею не отправила. Во допелись, до самого Китая донеслись наши голоса.

После первого отделения концерта Андрей Викторович просит зрителей сесть в кружочек и петь всем вместе. Интересно было смотреть, как послушно сдвигались скамейки полукругом, никто не ушел, стали петь все под гитару. Сидели такие расслабленные, довольные тем, что представился случай попеть знакомые песенки. Время, отведенное нам, истекло, народ остался доволен и счастлив, слова благодарности были бесконечны. Нашим хором заинтересовались из «Отечества», оставили свои визитные карточки. Так что скоро предстанем пред очами Юрия Михайловича.

После концерта пошли смотреть, как открываются и закрываются шлюзы. В это время к нам подсаживается мужчина, представился, что он преподаватель в институте, наговорил нам столько всего хорошего. «Но все равно, я вас перепою. Я буду петь песни 30—40-х годов, которые вы не знаете». «Поехали» — командует он, начинает петь, а мы с Зотьевной продолжаем, он снова начинает, а мы снова продолжаем, и этот марафон длится уже около часа, наш знакомый чувствует, что с нами соревноваться бесполезно, и начинает петь и говорить по-французски. Мы упали со смеху. Конечно, можно было и дальше нам петь по-английски или еще чем-то его сразить, но время было уже второй час ночи, пора разбегаться. На память о встрече он взял нашу афишу как сувенир. В общем, вечер прошел великолепно. Легли поздно, все любовались закатом, природой, речными просторами.

26 июня, суббота. В 7.00 утра теплоход прибыл в Ярославль. Стали готовиться на выход, и опять слушаем в свой адрес слова благодарности,

Ярославль Набережная и пристань

Андрей Викторович подарил китайцам ноты с произведениями, которые им понравились. Ну, еще раз желают нам счастливого пути и успешных выступлений. В общем, как и было задумано, зритель получился наш.

В Ярославле нас уже встречали. Степан Степанович был нашим проводником, до гостиницы решили идти пешком, путь  получился очень долгим и длинным. Мы настолько устали, что на экскурсию идти уже не было сил. Но нам повезло. Галина Зотьевна уже успела познакомиться с водителем автобуса, заговорила его настолько, что за небольшую плату согласился отвезти в город к храму.

На колокольне храма Ильи-пророка

И вот подымаемся на колокольню посмотреть город с огромной высоты, посмотреть совсем близко на колокола и как осуществляется колокольный звон. Ощущение потрясающее. Затем была экскурсия внутри храма Ильи- пророка, рассказывали о росписях 16—17 веков. Да, это уникальные исторические места, слушать можно до бесконечности, но нам захотелось самим, своим пением как бы соприкоснуться с этими удивительными росписями. Мы запели, и сразу оживились лица, засияли глаза, улыбки появились, и взгляды и все внутреннее состояние — как бы все потянулось кверху. Хотелось побольше спеть, но, наверное, было нельзя.

Храм Ильи-пророка

После экскурсии возвратились в свои палаты и после небольшого отдыха пошли купаться. Ирина Рафаиловна провела с нами лечебно-оздоровительную гимнастику, изваляла нас в теплом песке, затем окунула в Волгу. Вода обласкала, забрала всю усталость. Отдохнувшие и охлажденные, возвращаемся, с наслаждением пьем горячий чай, ложимся спать, правда, комары да мошки не позволяют этого делать. Спать, что ли, приехали? Зато наслаждаемся тишиной и березками, которые заглядывают к нам в окошко.

27 июня, воскресение. Утро воскресенья. Концерт в музее в 15 часов. Свободного времени много. Камерную группу увозят на репетицию раньше, а мы сидим на лавочке, отдыхаем. Тамара Федоровна ходит по парку, прислоняется к деревьям, гладит их и о чем-то с ними шепчется. «Что сказали тебе деревья?» — интересуюсь я. «Молчат, не хотят отдавать свое тепло». Понятно, кто же сразу будет раскрываться перед незнакомым человеком. Ирина Рафаиловна собирает вторую группу на распевку. Что-то у нас не получается, никак не можем слиться, не выходим на высокие ноты. Измучилась с нами Ирина Рафаиловна. И вдруг над нашими головами раздается соловьиное пение. Он, наверное, слушал, слушал наши корявые распевки и решил прийти на помощь. Достаточно долго соловей щебетал, щебетал, и мы потянулись к его ноткам, настроились, и дело пошло. Соловей еще раз все прослушал, видимо, остался доволен и улетел. Все произошло как в сказке, как чудо какое-то. Прилетел соловей, настроил на правильные нотки и усвистал. Действия со стороны птицы показались осмысленными. Подходит автобус, садимся и едем в художественный музей. При входе висит солидная афиша, что в 15 часов состоится концерт лауреата московских и всероссийских конкурсов академического хора «Ковчег». Музей потрясающий, залы сами по себе великолепны, да еще картины великих художников, да скульптуры. Мы ходим, обалдевшие от такой роскоши. Мне очень понравилась скульптура молящегося мальчика, его светлый облик до сих пор стоит перед глазами. Публика   в  зале  в  основном   профессиональная,   и   выступление должно прозвучать на высоком уровне.

Концерт  в музее.

А. Чернецов. «Молитва ко святому Ангелу-  Хранителю»

Что мы и сделали. Зрители даже не смогли выделить, кто лучше, кто нет, что ни группа, то классно. Конечно, если сильно придираться, то можно найти какие-то недостатки; утомленные жарой лица, или кто-то сразу не въехал в нужную ноту, или кто-то взял дыхание, где не положено. А в целом спели здорово.

Кофейная кантата

«От детей одни заботы…»

«Все, что я любезной дочке

Повторял с утра до ночи

Для нее лишь звук пустой»

Когда закончился концерт, стали раздаваться возгласы: «Отдайте нашего Чернецова назад». «Не выйдет, самим не хватает». Одна женщина была настолько эмоциональна, все звала нас в оранжерею: «Пойдемте, пойдемте в сад, я покажу вам чудные розы, я осыплю розами каждого из вас». Она была настолько искренна в своих желаниях, что отказать просто было бы невежливо. Небольшой группой идем в губернаторскую оранжерею. Уютно, чисто, красиво, на газонах причудливые скульптуры, а вот и обещанная плантация роз. Рвать розы мы не позволим, пусть растут и радуют взоры людей. Возвращаемся к гостинице пешком, идем не торопясь, едим мороженое, просто отдыхаем. Ну а вечером прощальное купание в Волге. Компания собралась большая. Как здорово плавает Ирина Рафаиловна и на спине, и на боку, и разные плавательные приемы применяет, уплыла от нас далеко-далеко, мы чуть ее не потеряли, хотели украсть, оказывается. Вечером был праздничный стол, и каждый произносил небольшой тост. Объединяющими были слова из песни: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Конечно, коллективные поездки очень положительны. Каждый чувствует, что он необходим, нужен хору. Елена Васильевна почувствовала себя раскрепощенной, общительной, стала легче вступать в контакт с другими. Почаще бы выезжать, приглашений много, мы могли бы уехать и в Америку, и в Финляндию, и в Австрию, а также в Китай, но финансы поют романсы и не отпускают нас далеко от нашего Дворца культуры.

24 июня, четверг. Отплытие, берега канала

25 июня, пятница. Репетиция в музыкальной гостиной, авторская песня на вечерней Волге.

26 июня, суббота. Прибытие в Ярославль, пешком до гостиницы, купание по дороге. Экскурсия по городу. Колокольный звон, звонница. Храм Ильи пророка.

27 июня, воскресение. Концерт в Художественном музее.