Тамбов, 1994 год

2 июля – 6 июля 2001

Надежда Бардина

Фото Бориса Дорошенко

(за исключением тех,  авторство  которых указано специально)

В сиюминутных копошеньях,

В бегах незавершенных дел

Не видим Жизни единенье,

И Смерти рвущий беспредел

Взгляни на листьев трепетанье,

На бег небесный облаков,

На трав степное колыханье,

На грезы детские цветов.

Нам бы весь мир разноязыкой

В душе распахнутой вместить!

Нам бы гармонией великой

Сердца людей объединить!

Без мира предков, друг без друга

Мы нуль. Ничтожества и пыль.

Так пой средь песенного круга

Ручьи и Ветер! Быт и Быль!

Б. Дорошенко

1 июля,  пятница

И снова в путь, покой нам только снится. На последнем занятии Ирина Рафаиловна провела с нами инструктаж на тему: «Какие меры предосторожности надо применять, если вдруг возникнет необходимость отлучиться из автобуса на некоторое время». Елена Викторовна сразу высказала интересную мысль: чтобы не возникло никаких недоразумений, автобус надо покидать всем вместе и в одном направлении. Здорово, отличная идея.

Покидаем родной Зеленоград

Администрация ДК позаботилась о нашем отъезде, был выделен автобус, и ровно в 13 часов мы отъезжаем. Прибыли на Белорусский вокзал, расселись по своим местам и до свидания, Москва, отправляемся в Брест.

Не успели немножечко отъехать, как родилась Света, ну все с радостью отметили это событие, и до самой Вязьмы пели ей романсы и другую тусовочную музыку.

В Вязьме небольшая остановка, нас выпустили подышать свежим воздухом и поесть мороженого. Поехали дальше, наш народ успокоился и начал раскладывать постели. Следующая остановка Смоленск, стоянка поезда 5 минут, проводница строгая, не выпускает нас на перрон, но мы быстренько проскочили мимо нее, и наши молоденькие птички успели вспорхнуть на мост и полюбоваться на город с высоты моста.

После небольшого перерыва снова заработал музыкальный салон. Солистом был Евгений Филаретович. Пели, пели и вдруг раздается начальственный голос Ирины Рафаиловны: «Разрешается петь только до 22 часов». Певчие все поняли и ровно в 22 часа замолкли. Прибыли в Оршу, стоянка 30 минут. Гуляем, расслабляемся, слышим объявление: «Желтые пассажиры, на посадку». Пассажиры так и не поняли, почему они желтые. Ира подошла к проводнице и вежливо спросила: «Скажите, пожалуйста, что значит «желтые пассажиры». «Это значит, что загорелся желтый свет». Сразу все поняли.

2 июля, суббота

Вокзал Бреста    Вот мы и выгрузились. Автобус недалеко

Второй день. Прибыли в Брест.

Так ждать, конечно, лучше…

Садимся в красивый автобус и направляемся к Варшаве, подъезжаем к границе, где ожидает нас долгая стоянка.

Ирина Рафаиловна дает указания молодежи не кокетничать с пограничниками, как это было во время поездки в Словакию, там одна барышня чуть молодого пограничника с собой не увезла, и не признаваться, что везем с собой много долларов. Поскольку стоять еще долго, Андрей Викторович достает гитару и проливает бальзам на душу. Но вот в автобус входит проверяющий, долго всматривается в наши настоящие лица и сверяет с фотографией на паспорте. Вызвала подозрение Аля, на фотографии Алечка с длинными волосами, а в автобусе сидит с короткими. Настоящая шпионка. Ну, ничего, паспортный контроль прошла, а вот Евгения Филаретовича притормозили, нет печати на фотографии, его высаживают из автобуса и отправляют назад в Брест в консульство. Это уже экстремальная ситуация. Мы его так и не дождались, его вернули назад в Россию. Обидно до слез. Но что делать.

К сожалению у Евгения Филаретовича остался от Кракова только такой сувенир, который мы привезли ему….

Наше путешествие продолжается, отправляемся в Варшаву. Польша встречает нас сплошной облачностью и почти проливными дождями. По дороге любуемся природой. Подъезжаем к Варшаве, символом города является русалка. По польским меркам население один миллион восемьсот тысяч человек –– это большое количество населения.

Цвета города желтый и красный, поэтому городской транспорт раскрашен в эти цвета. Поляки –– религиозный народ, и около домов, костелов и просто вдоль дорог стоят скульптуры Девы Марии, которую жители украшают цветами.

Когда проезжали мост,  красивый в архитектурном плане, было ощущение, как будто едем по Крымскому мосту и сейчас свернем к парку Горького, но это мгновенное ощущение.

Далее мы побывали на Дворцовой площади, закончилась экскурсия на смотровой площадке, которая называется Навозная гора. Свободное время старались использовать максимально полезно.

В точно назначенное время отправляемся в Краков. Едем медленно, на дорогах ну очень знакомые нам пробки. Чтобы мы не скучали в дороге, наша замечательная Карина решила научить нас понимать польский язык.

Мир большой. Ковчег наш маленький.

Польша очень не мала.

Но Каринушка, как маменька

Нас по Польше повела.

Мы боялись-опасалися

Потеряться по пути.

Но с Каринушкой-красавицей

Мы сумели подрасти.

Б.Дорошенко

Ну, народ у нас собрался умный и сразу начинает все соображать.

По пути была запланирована остановка, по расписанию обед на территории Польши, нас повели в бар. Пока готовилась еда, мы любовались необычным интерьером. Люстры, сделанные из обыкновенных колес от телеги, большие букеты цветов, и, наконец, нам подали блюда, содержимое которых мы одолели с трудом. Было очень вкусно. На прощание сказали спасибо персоналу за очень вкусную еду. Они тоже были рады, что им попались такие терпеливые клиенты.

Краков

Мы   поехали дальше. Благополучно добрались до гостиницы, где нас расселили по номерам. Нам достался ну очень «шикарный» номер, сначала нас немножко потрясли такие удобства, но затем мы  постепенно начали успокаиваться, а вечером решили справить новоселье.

Отель «Старт» на карте и на фото

3 июля, воскресенье

Третий день. В 9 часов завтрак и экскурсия по Кракову. Если Варшава купеческий город, то Краков ­­­­–– культурный.

Вот он огнедышащий Дракон

Проехали центр японской культуры, здесь проводятся разные выставки и другие мероприятия. Была экскурсия по старому городу, нам показали дракона, который через определенное время извергал пламя, возле него было много туристов, желающих сфото-графироваться.

Также мы побывали на Рыночной площади, в торговых рядах, посетили картинную галерею. После вкусного и сытного обеда пошли в костел Святой Варвары, где в 18.45 мы должны петь духовную музыку. При входе в костел висела афиша, где по-польски было написано, что в 18.45 состоится концерт московского хора «Ковчег», дирижер Андрей Чернецов. Мы, конечно, взяли ее на память.

Рыночная площадь

Мариацкий костел

Сукенница и Ратуша

Пережидаем дождь у Сукенницы

Костел Св. Варвары, где мы пели

На концерте народу было много. Выступление нашего камерного хора сопровождалось волшебным звучанием органа.      Прихожане слушали, склонив головы­, мы видели слезы в их глазах, они воспринимали концерт как продолжение службы. Мы много ездили, давали много концертов, но такого благодарственного приема никогда не было. По окончании концерта весь зал встал и долго, долго рукоплескал нам. Мариночка в знак благодарности второй раз спела «Аве Марию». Это было волшебное звучание.

Люди не хотели нас отпускать, хотели, чтобы мы еще что-то спели, а мы были в растерянности и не знали, можно ли еще петь или у них в костелах все строго по расписанию. «Откуда вы?» –– спросили меня по-русски. «Россия, Москва», –– ответила я гордо. У меня попросили кассету, но я сказала, что, к сожалению, у нас нет кассет. Один мужчина специально пришел к автобусу, чтобы, как он сказал, полюбоваться нашей Мариночкой. Это ему вполне удалось.

После концерта все были в возбужденном состоянии. Хотя мы и произвели фурор, но наши певички были ­недовольны своим выступлением. Они открыли ноты и стали анализировать свои ошибки. Могли бы спеть и лучше. Волнение потихонечку улеглось, и мы стали выходить  из костела.

А здесь опять событие. Молодежь, которая подрабатывала на улице песнями, прикололась к Свете, они протягивают ей шляпу и просят денег, а Света попросила у них гитару и спела про котят и кошелек. «А откуда знаешь?» –– спрашивают они. «Знаю», –– отвечает Света. Уличные музыканты заулыбались. Мы-то думали, что сейчас подзаработаем немножко: все-таки спели им «После дождичка», но они, наверное, не поняли наших мыслей и так миленько с нами распрощались. В общем, все прошло очень здорово.

Усталые и довольные, что покорили польскую публику своим песнопением, приехали в гостиницу. Сначала хотели сходить в магазин, но усталость взяла верх над нашими немного голодными желудками, и мы решили отложить поход в супермаркет, да и время уже было позднее. Попили чайку с бальзамчиком и спокойно отошли ко сну.  А назавтра ранний подъем и тоже очень насыщенная программа.

4 июля, понедельник

Доброе утро, сегодня четвертый день нашего путешествия. После завтрака свободное время и насыщенная экскурсионная программа. Отправляемся с опозданием на 30 минут. Очевидно, молодежь после посещения ночного клуба долго приходила в себя. Дождь перестал лить, наверное, устал смывать все людские грехи и призвал на помощь ветер разогнать оставшиеся дождевые облака и освободил место для солнца.

До часу свободное шатание по городу. Я погуляла по набережной, посмотрела на плавающих уток и голубей, которые просто лежали на асфальте, и присутствие прохожих их просто не волновало, они лежали себе и лежали, и им просто было лень вставать за брошенным кусочком хлеба.

Поражает пышная зелень города, шарообразные клены, дикий, вьющийся вдоль стен хмель.

Краковская зелень

Свободное время 4 июля. Бульвары Кракова.

В час у нас общий сбор у дракона и затем идем в кафе, где нас ждет сытный обед и быстро обслуживающие официантки.

Кафе было расположено прямо у Вавеля и называлось «У дракона».

После обеда двинули на экскурсию в аббатство Тынец, где будут петь монахи.

Вид на Вислу от аббатства Тынец

Крест у аббатства

Посмотрели территорию аббатства, нас поразил размером колодец: глубина его находится на уровне реки Вислы. Рядом с алтарем находились застывшие фигуры монахов, но вот раздался удар колокола, возвещающий начало службы, и монахи вдруг ожили и начали занимать места певчих.      Григорианские распевы погрузили всех в сосредоточенное, спокойное состояние, даже вспышки вездесущих фотоаппаратов на время затаились.

Колодец

По окончании службы один из братьев рассказал об убранстве костела и его святых, значение росписей. Переводила его речь Карина, и помогал ей Андрей Викторович, что касалось церковной истории и терминологии.

Настоятель

Узнав, что мы тоже поем, нам предложили спеть. Образовав небольшой круг, мы спели польскую колядку, на звучавшие в костеле женские голоса вышли и другие монахи, слушали, покачивая головами, и улыбались. Во дворе монастыря к нам подошел настоятель и очень увлеченно стал рассказывать о своем

хоре, что в Москве давно была его матушка.

Мы поем во дворе аббатства.

Хотя с нами разговаривали на польском языке, мы все понимали и кивали головами. Значит, уроки, которые нам преподавала Карина по дороге в Варшаву, не пропали даром.

И еще мы спросили, правильно ли мы произносим польские слова в колядке. Оказалось, все верно. Вот и здесь оставили о себе хорошие впечатления. Мы шутили: «Еще немножко попоем, и вся католическая Польша будет нам улыбаться».

Вот мы снова в пути, впереди нас ждут соляные шахты, которые кормят солью всю Польшу уже не одну сотню лет. Подъезжаем к стоянке, в окно автобуса видим продавцов сувениров, которые радостно потирают руки в ожидании потока злотых из наших карманов.

Эта шахта –– одна из старинных шахт, много лет назад здесь было море, и соль добывали только с поверхности. Мы начали долгий спуск в недра земли, надо было прошагать 381 ступеньку. По маршруту нас водил настоящий шахтер, проработавший на угольной шахте 4 года, а на соляной – 27 лет. Но такая работа пошла ему только на пользу, в свои 62 года он выглядит легким, молодым, мы еле успевали за его стремительными передвижениями по шахте.

Путеводитель по шахтам

Наш гид

В каждом гроте были изумительные скульптуры, вырезанные из соли. Да, в общем, из соли было сделано практически все: ступени, ведущие к алтарю в часовне святого ангела, резные колонны и подвески люстр, очень похожие на хрусталь. В некоторых пещерах были представлены предметы тяжелого шахтерского труда. Наш экскурсовод с энтузиазмом включал разные механизмы, чтобы продемонстрировать, как велась добыча соли. В некоторых коридорах остались колеи от тяжелых вагонеток, а один раз мы услышали ритмичные удары, оказалось, что некоторые стволы шахты еще действуют, и непосредственно сейчас идет работа.

С этого балкона  мы пели в шахте.

И вот, наконец, мы дошли до необыкновенных размеров и красоты зала, где в окружении икон и фигур святых, сделанных из соли, собираются шахтеры в свои профессиональные праздники. Мы решили проверить акустику этого великолепного зала, исполнив несколько духовных произведений. Голоса звучали прекрасно, под стать этому залу. Жаль, что не было времени на целую концертную программу, надо идти дальше. Было трудно себе представить, что над нашими головами 154 метра земли, а вниз простирается такая же глубина. Да, оказывается, у шахтеров свой волшебный, подземный мир, на который нам довелось взглянуть.

О мрачный дух подземной тьмы

И подозрительного взгляда:

Не злоумышленники мы,

Твоих сокровищ нам не надо

В твой мир, где царствует покой

Из мира, где царит движенье

Тебе мы принесли с собой

Свет, говор и – свои волненья

Б. Дорошенко

Ну вот, наше путешествие под землей закончилось, теперь наверх к солнцу, к деревьям, к ветру. По девять человек нас загружают в темные кабины скоростного лифта, и начался новый аттракцион –– вертикальные гонки.

С бешеной скоростью и в абсолютной темноте поднимаемся наверх, у некоторых сдают нервы, и начинается визг. Но все закончилось хорошо. Снова все на земле и ласково светит солнце. В душе прекрасное воспоминание о подземном царстве.

Прибыли с экскурсии усталые, но зато очень довольные, но, видимо, и не совсем еще замученные, потому что сразу подались в супермаркет.

5 июля, вторник

Сегодня пятый день. У нас свободное время до 14.30, затем обед и концерт в ДК. Едем в автобусе, обсуждаем репертуар, Ирина Рафаиловна дает указание стырить афишу сразу, а то мысли только потом в голову приходят. «А вы сняли афишу у костела?» –– интересуюсь я. «А как же», –– с гордостью отвечает Ирина Рафаиловна. Ну народ раздухарился. Муж Раисы

Григорьевны с большим удовольствием рассказывает, почему они опоздали на автобус. Оказывается, для них не был заказан завтрак, они стали просить у барменши просто мяса, безо всяких наворотов, она долго- долго соображала и решила, что им нужно сырое мясо, а его не оказалось. Радостный смех в салоне. Андрей Викторович включается в эту игру, а поскольку мы везем с собой и концертные платья, и купальники, которые будут нужны для посещения аквапарка, то он напоминает нам, чтобы мы не перепутали костюмы и на концерт вместо платьев не одели бы купальники. «Это мысль», –– поддерживаем мы Андрея Викторовича. И опять хохот. Весело едем.

Приехали и по-настоящему используем свободное время. Набралась группа 12 человек, изъявившая желание подняться на колокольню Кафедрального собора, дотронуться рукой до его могучего колокола и загадать желание.      Да, вот это был подъемчик, это вам не в соляные шахты спускаться, там было тяжело, но все- таки спускались, а здесь взлет выше и выше по винтовой лестнице. Уже голова кружится, а назад дороги нет, другие группы на пятки наступают.

Ну, вот и долгожданный колокол, обхватываем его руками, и каждый шепчет свои заветные желания. Смотрим вниз, вот и весь Краков открыт нашему взору. Наступает внутреннее удовлетворение, желания загадали, автографы оставили, Краков посмотрели, теперь можно спускаться. Внизу попадаем прямо в подвал, где находятся гробницы. Осмотр закончен, выходим на улицу. На природе все-таки лучше, все живое, роскошные деревья, яркое солнце. Это жизнь. Побродили по городу, набрели на тусовочную группу художников, на стену, похожую на стену Цоя на Арбате. В общем, время провели с пользой.

После обеда в ДК на репетицию. Времени на репетицию оставалось очень мало, мы быстренько привели себя в порядок и объявили о начале концерта. По нашим оценкам, мы пели плохо: слова забывали, голоса хрипели, лица были серые, утомленные солнцем и экскурсиями. Но, несмотря на все наши недостатки, малочисленная публика воспринимала нас хорошо. И на этот раз Марину ­встретили бурными аплодисментами.

Аквапарк

Снимать всю усталость мы поехали в аквапарк. Помассировали свои спинки, поплавали вволю, с горочек покатались. В общем, получили массу удовольствия. Вечером собрали отходный ужин, вручили награды самым выдающимся личностям, поздравили друг друга с успешным завершением всех наших приключений.

6 июля, Среда.

Шестой день. Завтрак, прощание с Краковом и отъезд в Ченстохову. В автобусе наши руководители решали деловые вопросы, поскольку не исключена возможность, что нас пригласят на фестиваль духовной музыки, необходимо послать кассету, где и как ее записать тоже вопрос не маловажный.

Все были в шутливом, озорном настроении. По дороге в Ченстохову нам преподнесли неожиданный сюрприз в виде ликера от дирекции автокомбината. По глоточку хватило всем. Едем, любуемся пейзажами и отслеживаем с Борисом Семеновичем самые экзотические виды. Щелчок фотоаппарата, и экспонат едет с нами в Россию. Подъезжаем к городу, по плану осмотра монастыря на Ясной горе. В монастыре находится уникальная икона Пресвятой Девы Марии, которая обладает целительной силой. Со всех сторон монастырь окружен парком, здесь проходят крестные ходы. Это место паломничества туристов.

Входим в Рыцарский зал. Он построен в 1647 году в стиле ренессанса. На сводах размещены древние картины, представляющие важнейшие события и сцены из истории монастыря. Зал украшают также военные знамена и приношения — дар польских ветеранов. Дальше идем в музей. Он был открыт в 1864 году. В нем находится богатая коллекция картин, чудотворный образ Божьей Матери, посох епископа, две богослужебные чаши, коллекция музыкальных инструментов. Затем возвращаемся в главный зал, там уже началась служба, и открыли чудотворную икону. Во время службы нам разрешили пройти мимо иконы. Время, отведенное на осмотр монастыря, закончилось, мы садимся в свой автобус и едем в Варшаву.

В Варшаве у нас двухчасовая остановка для посещения парка. Здесь произошло приятное событие. На территории Польши, в Варшаве, при входе в парк в нашем коллективе рождается еще один ребенок. Ну, детки рождаются, где хотят. От всей души пожелали мы Ирочке крепкого здоровья, улыбок, исполнения всех желаний и «многая, многая  лета тебе, Ирочка».

Мы пошли гулять по парку. Он необыкновенно красив, а какие павлины сказочные, они уже привыкли позировать перед фотоаппаратом и как чувствуют, что они попадают в кадр, хвостиком помашут, пококетничают и убегают. Рыбы и утки тоже не стесняются, в открытую просят хлеба. Мы поднялись к памятнику Шопена, а там настоящая долина роз, розовые заросли, розовые чащобы, садимся на лавочки и вдыхаем аромат роз.

Пейзаж с уткой. Фото Т. Федотовой

Парковая скульптура

Вот он  павлин…

Памятник Шопену

И снова в путь, осталось немножко. По пути была небольшая санитарная остановка. С нами произошел интересный случай. Елена Викторовна повела нас партизанскими тропами.

Мы шли медленно, потому что впереди шел Борис Семенович, и мы ждали, когда он свернет с правильного пути. А я вижу впереди почти разрушенный туалет. Мы присаживаемся вокруг него, переговариваемся, как много грибов растет, и вдруг дверь, если ее можно так назвать, со скрипом открывается, и оттуда выходит фигура мужского пола, от неожиданности и страха мы снова чуть не присели. Он на нас так удивленно посмотрел и молча удалился. А еще к нашему красивому мальчику Леше стали приставать две плечевые девушки. Вот никак в лесу нельзя останавливаться.

Подъезжаем к границе. Ирина Рафаиловна еще раз напоминает, чтобы мы вели себя строго и официально. А Борис Семенович, наоборот, расшалился и стал проявлять чувство юмора, за что и получил втык от Ирины Рафаиловны. Границу перешли на удивление быстро, никто не вглядывался в наши замученные лица, пограничники поверили, что мы это мы, и пропустили нас быстро и даже без очереди. Ну, вот садимся в поезд, и до свиданья, Польша. Всем понравилось наше путешествие, а некоторые туристы даже изъявили желание побродить по Кракову еще несколько денечков.