Тамбов, 1994 год

Прага, 2005 год

В Словакию и Венгрию

19 – 27 мая 1996

Путевые заметки о поездке в Словакию

Когда нам предложили поездку в Чехию или Словакию, мы долго думали, куда бы повыгоднее, и решили ехать в Словакию. Там кормят три раза в день, а в Чехии только два. Отъезжали с площади Юности 18 мая в 8.00. Было много провожающих, мы сели в комфортабельный автобус и укатили за границу. Наш экскурсовод Раиса Максимовна рассказала о создании московского метро, а потом предложила выучить японскую песню на русском языке, так что в Японию поедем уже с выученной песней. Мы опять стали обсуждать, куда лучше: в Америку или в Японию. Решили, что лучше в Америку, но на репетиции мы специально много разговаривали, чтобы Андрей Викторович ускорил наш отъезд, и мы будем учиться у американцев, как правильно вести себя на репетиции. Мы немножечко попели под гитару, а когда в салоне включили музыку, нам пришлось притихнуть, но женщины не из хора загрустили и сказали: «Спойте еще что-нибудь, когда вы поете, нам хорошо и проходит головная боль».

Вечером подъехали к таможне. Стояли очень долго. Нам разрешили выходить из автобуса подышать воздухом. Стоим мы со Стасей, а я в шутку говорю: «Может, пешком границу перейти, быстрее будет», а водители соседнего автобуса тоже пошутили: «Надо надеть купальник, тогда может быть побыстрее и без очереди». И вот нас впускают в таможенный зал. Опять долго стоим, ждем, когда отдадут паспорта. Кто-то предложил: «Давайте споем, может, опять быстрее получится». Мы начали петь на удивление всей присутствующей публике, были даже аплодисменты. Итак, в 2 часа ночи был дан первый импровизированный концерт. Наконец-то стали проходить паспортный контроль. Молодой симпатичный пограничник выдавал нам паспорта и сверял наши утомленные лица с фотографией на паспорте. С одной из наших девушек он задержался чуть дольше. Я спросила: «Она что, не похожа?» — «Похожа, просто она пригласила меня с собой». — «А вы бы согласились?» — пытаю я. — «Конечно!» — с хитрой улыбочкой ответил он.

Мы уже едем по Польше. Было начало второго дня путешествия. Все устали, уснули. Утром проснулись, была небольшая остановка. Сбегали к реке Висле, помыли руки, ноги. Стало легче. Едем, смотрим, очень красивые места, снежные горы, много храмов, чисто, зелено кругом, дачи необычные. Я спросила Галину Зотьевну: «Какую дачу хочешь?» Она смеется и выбирает себе самую шикарную дачу. Подъезжаем к границе, снова проверка паспортов, долгая стоянка. Зато мы увидели аиста, который сидел на крыше и звал подружку. Она прилетела к нему, а мы уехали в Словакию. Природа великолепна, долины все в цветах, высоченные горы, смотреть на них дух захватывает, и, чтобы вволю насладиться этими горами, решили катать нас по горным дорогам — туда-обратно, туда-обратно. Наконец-то нашли правильный путь, и нас привезли в Пиештяны, в отель, который расположен на горе. После того как мы разместились и пообедали, я решила полазить по этой горе. Забралась на самую вершину, а там, за горой, раскинулось поле, стоит огромный дуб на перекрестке трех дорог, я думала, что никакого движения здесь нет, прислонилась к дубу, смотрю в даль, отдыхаю, потом началось какое-то движение, проехала машина, велосипедист проехал, потом мчится мотоциклист, останавливается около меня и что-то спрашивает. Думаю, что пора скатываться с горы, что я и сделала и пошла к речке, искупалась, вода забрала всю усталость, головную боль, стало легче. В 18:30 был ужин, а потом репетиция и отбой.

20 мая, понедельник. Утро. На улице тепло и солнечно, птицы поют, как оголтелые. В 8 часов завтрак. Все встали отдохнувшие, посвежевшие. Андрей Викторович раздавал доллары (за отличное поведение — шутили мы). Ирина Рафаиловна справилась о нашем самочувствии. Такая внимательность была очень приятна. В 8:45 пешеходная экскурсия по курортному острову. Начали фотографироваться около скульптуры богине цветов, леса, у Меркурия, остановились у горячего источника (+6 °С) — попили водички. Мне понравились два небольших озерца, в них плавали солидные красные рыбы и цвели чудесные лилии. Там тоже мы с удовольствием фотографировались. Затем нас привели на улицу, которая похожа на наш Арбат, там мы поменяли доллары. После обеда у нас было свободное время. Мы снова пошли бродить по городу. Кто-то дошел пешком, кто-то на автобусе, а Галину Александровну привезли на мотоцикле. Она спросила, как доехать до отеля, а мужчина взял и посадил ее на мотоцикл, да еще и юбочку ей поправил, и едет по городу, машет рукой и со всеми здоровается, гордый весь такой, что везет Галину Александровну. Сделали небольшие покупки, идем обратно в свою Банку, идем и любуемся природой, хочется обнять каждое дерево, каждый кустик. После ужина снова репетиция и отбой. Перед сном выхожу на балкончик, слушаю пение неугомонных птиц, вдыхаю аромат акаций.

21 мая, вторник. Вместо будильника нас будят Юрины песни. Сегодня у Стаси день рождения. С самого раннего утра начались поздравления. Девчонки дарят ей цветы, целуют ее, обнимают, а она ходит еще в ночной рубашке, растерянная, а на глазах слезы. Ну, Стася, и угораздило же ее родиться за границей. Пошли на завтрак, сидим, кофеек попиваем и вдруг видим, спускается по лестнице наша именинница, такая нарядная, такая величественная, с бутылкой шампанского и в окружении своих подружек. Мы сразу зааплодировали ей, встали и спели «Многие лета». Во время пения раздался взрыв от шампанского. Ну, здорово все получилось! В 11:30 обед и экскурсия в Братиславу. Экскурсовода мы очень активно забросали вопросами, что на полях растет, какую крупу мы ели за обедом, какой культурный досуг нас ожидает и многое другое. Потом начали петь свои песни, пели тепло и задушевно. Всем понравилось. Когда была экскурсия по городу, меня удивили узкие-узкие улочки, без растений (объяснили, что так было задумано — легче отбиваться от врагов), и поразило, как же люди могут так жить. Когда остановились у здания Национального парламента, спросили, можно ли сфотографироваться с охраной, и когда сказали, что можно, все потихонечку, аккуратненько стали подбираться к охране и быстренько «оставались на память». Ну, мне кажется, нам с  Галей больше всего повезло; нас отвели в парламентский туалет, мимо охраны, на второй этаж. Мы там чуть не упали от восторга: такой он был мраморно-белый и сверкал от чистоты. Мы потом долго смеялись, что попали в такие апартаменты. В 17:00 поехали к памятнику русским воинам возложить цветы. Здесь воевали друзья отца Раисы Григорьевны. Он завещал ей: «Когда будешь в Братиславе, поклонись друзьям моим погибшим». Мы постояли, поплакали. Раиса Григорьевна выполнила волю отца. Она мысленно представляла высокий-высокий холл и шпиль. Так оно и оказалось. В 18:00 в костеле был концерт духовной музыки. Зрителей было мало. Мы пели так, как читали молитву, а у наших женщин, как они потом говорили, щемило сердце и слезы текли из глаз. Это мы все видели. Представители фирмы извинились перед нами за пустой зал, очевидно не сработала реклама, хотя в газете печаталось об этом концерте. Ну, мы народ не избалованный присутствием большого количества публики. За ужином еще раз поздравили Стасю с днем рождения и еще раз за ее здоровье выпили винца.

22 мая, среда. Подъем в 5:30. Шацкий купил себе клаксон и на правах пастуха ходил по коридорам и будил нас. Сегодня в 6:45 экскурсия в Будапешт. Мы, конечно, не собрались в нужное время, у нас все время случаются задержки на 10—15 минут. Экскурсовод попросил нас быть точными. Когда пересекли границу Венгрии, он рассказал нам о примечательных местах и посоветовал попробовать пирожных, что своими вкусовыми качествами очень славятся. Кофе тоже необыкновенный, и откушать всего этого надо непременно. Едем по Венгрии, у меня брат, царство ему небесное, служил здесь, и когда началась заваруха, их полк успели эвакуировать в Союз, и он вернулся целый и невредимый. Только я не помню, где именно он служил, но я мысленно прокрутила это событие. Про природу можно сказать одной фразой — просторная, поля зеленые, ухоженные. Проезжали здание парламента, на нем 365 башен и башенок, столько же, сколько дней в году. Проезжали турецкие бани, сразу заорали: «Мыться хотим!» Очень много церквей. Нас ведут в храм, построенный в 13 веке. Наш экскурсовод хоть и старенький, но взял такой быстрый темп, мы, конечно, за ним не могли успеть и сразу же растянулись длинной вереницей; чтобы мы не потерялись среди многочисленных туристов, Раиса Максимовна соорудила из носового платка типа флага и размахивала им, давая нам ориентир. Мы пришли на Королевский вал, откуда открывается самый красивый вид на город, на цепочный мост, построенный в 19 веке, и на множество других исторических мест. Затем подошли к костелу. Нам дали 10 минут, а там очередь на все 30. Но так как по времени мы не укладывались, ведь экскурсия была строго расписана по минутам, то наш экскурсовод решил больше не нервничать, он понял, что бороться с нашей организованной недисциплинированностью бесполезно, он решил отпустить нас на все четыре стороны и дал нам время самим смотреть, что нам хочется. Мы бросились врассыпную, побежали есть пирожные и пить кофе, активно фотографироваться, мы зашли в костел, на смотровые площадки уже не успели. Затем нас отвезли к храму святого Стефана. Красота и мощь поразили нас, нашим душам захотелось петь, мы аккуратненько встали за колонну в стороночке и потихоньку стали петь, группы туристов стали с любопытством останавливаться и слушать нас. А когда мы стали выходить из храма, нас остановил служащий и попросил спеть у них еще 15 минут. Мы, конечно же, согласились. Народу много собралось, слушали и аплодировали. При выходе нам вручили сувениры, благодарили. Конечно же, мы снова опоздали к назначенному времени, но дружно сказали, что мы не виноваты. На нас уже не сердились. Сели в автобус и поехали назад, в Словакию, т. е. домой, как мы сказали. Долго стояли на границе. Не спеть ли нам, рассуждали мы, может, быстрее пропустят. Оказывается, впереди нас были две подозрительные машины и их долго трясли. А Раиса Максимовна нас успокаивала, экскурсию можно забыть, а продолжительная стоянка на границе запомнится надолго. Наконец-то нас выпустили, мы стали петь песни, доехали относительно легко. Мы душевно распрощались с нашим гидом, попросили извинения за неудобства, которые мы ему доставили, пригласили на свой концерт. А он на нас уже не сердился и сказал, что нас полюбил, на концерт обязательно придет (он действительно пришел с женой). После ужина немного погуляли по парку и легли спать.

23 мая, четверг. Нас разбудило пение птиц и звук клаксона. Шацкий свои обязанности выполнял хорошо. Сегодня экскурсия на завод по изготовлению хрусталя. Деньги у нас закончились, и мы попросили остановиться у обменного пункта, нам дали 20 минут. За такое время, конечно, ничего не успели сделать, отстояли целый час, и, конечно же, нашим гидам пришлось снова поволноваться. По пути на завод мы учили словацкую песню. В ней добавилось еще два куплета, но мы решили, что все равно не успеем выучить и взяли только один новый куплет. Когда автобус остановился у завода, мы сразу высыпали на улицу и побежали к магазину. А магазин закрыт! Как закрыт?! Они что, не заинтересованы в реализации своей продукции? Мы жадно прилипли к окнам и всматривались в цены, действительно ли здесь дешевле на 30%? Нам показали, где туалет, мы сразу рванули туда, но так как времени снова было в обрез, нас вытащили оттуда и повели в цеха. Кто не успел, тот опоздал. Мы хохотали. Быстро провели по цеху, да, труд, конечно, тяжелый, шумно и пыльно. Затем сказали, чтобы мы быстренько сели в автобус, надо ехать в замок Бойнице. «А где же хрусталь?» — закричали мы, — «Не волнуйтесь, на обратном пути заедем», — успокоили нас. Дорога к замку вела высоко в горы, повороты крутые, от страха кружится голова и закладывает уши. Слава богу, доехали до замка. Да, посмотреть своими глазами на такое великолепие не на открытке, а наяву  — это большое счастье. Мы прошли по замку, осмотрели залы, портреты владельцев замка, фигуры, а лица не очень красивые. Мы прошагали 132 ступени. В одной из комнат стояли скамейки, устали и решили посидеть на них, и никто не услышал, как экскурсовод сказала, что кто сядет на эти скамеечки, у них через определенное время родится ребенок. Андрей Викторович подбегает к девочкам и кричит: «Ну скорее, вставайте со скамеек!» Никак не поймут, почему опять скорее. «Да через год у вас дети будут», — говорит Андрей Викторович. «А как же мы?» — забеспокоились наши «бабушки». «А у вас будут внуки», — засмеялись те, кто стоял. Потом нас повели смотреть пещеру, а по дороге был глубокий-глубокий колодец, мы стали бросать деньги, а когда опустились в пещеру, там оказалось дно колодца. «Давайте выгребать деньги!» — шутили мы. Осматривали пещеру, жутко интересно было заглядывать в самые ее темные уголки. Конечно, все таинственно, страшно и холодно. Начали фотографироваться, когда еще такой случай выпадет. Нас начали быстро поднимать наверх, наверное, чтобы не замерзли. На обратном пути к автобусу мы накупили всяких сувениров. Поехали обратно. Подвезли нас к магазину. На все покупки дали 25 минут. Ну, мы как налетели и как начали сметать все с витрин и со склада. Конечно, за 25 минут мы не управились. Час с лишним потребовалось нам, чтобы удовлетворить свои желания. Теперь со спокойным сердцем можно двигаться обратно. Приехали на свою гору, поужинали, пошли на репетицию. Все усталые, поем плохо, в голове еще стоит звон от хрусталя и от крутых поворотов. Ну ничего, отоспимся, на завтра никаких экскурсий, а концерт аж вечером.

24 мая, пятница. Сегодня спали долго. После завтрака свободное время. Побежали в город, еще раз посмотреть цены и сравнить, выгодные ли мы сделали покупки. Мы с Галиной Зотьевной неторопливо ходили по «Арбату», так мы назвали центральную улицу, заходили во все магазинчики ради любопытства, зашли в сувенирный магазин, долго смотрели и выбирали всякие безделушки, продавщица терпеливо показывала нам все. Галина Зотьевна купила своей Даше «фенечки». Мы стали прощаться, пригласили продавщицу на наш концерт. Она обратилась ко мне и сказала, что ее тоже Надеждой зовут и что она была рада с нами познакомиться. Мы решили не идти на обед, а шикануть здесь в каком-нибудь кафе. Что мы и сделали. Накупили много мороженого, тортиков всяких, кофе и сидели, балдели. В 2 часа пошли в хрустальный магазин. Вот уж отвели душу. Купили все, что было запланировано. Хозяин магазина за каждой покупкой ездил на склад. Мы чувствуем, что опаздываем к 16 часам на репетицию, и сказали об этом обслуживающему персоналу. Они просили нас не беспокоиться, нас отвезут на машине. Мы подкатили к своему отелю с опозданием на 15 минут. После репетиции был ужин, и мы сразу пошли на курорт, к концертному залу, где в 19:30 у нас должен быть концерт. По дороге мы прочитали свою афишу. Да, солидная афиша. Мы, лауреаты всякие… Не забыть бы на обратном пути снять ее и привезти домой в качестве сувенира.

Концерт был в двух отделениях. Первое отделение открыл камерный хор, который исполнил духовные произведения. Слушали внимательно и строго. Оживление внесло выступление детей. Как только они вышли на сцену, сразу раздались аплодисменты, по сценарию они бросали свои веночки в зал, что вызвало улыбки даже на самых серьезных лицах. Мы пели очень здорово, нам кричали «Браво!», а когда стали петь словацкую песню, это вообще был всеобщий восторг. Нам хлопали в такт музыки, равнодушных не было. Ну, а после «Многие лета» вообще был шквал аплодисментов, нас долго не отпускали со сцены, мы еще раз спели один куплетик. Нам подарили корзину с живыми цветами и слова благодарности. За кулисы к нам пришла русская женщина, она была удивлена и поражена нашим выступлением, нашим репертуаром, она сказала, что слушала хоры, которые приезжали в Вену, но наш хор и по репертуару, и по исполнению на порядок выше, и посоветовала нам ехать в Вену, там мы найдем очень хороших и внимательных слушателей. Очень ей понравился Андрей Викторович, она от него без ума, правда, выглядел немного усталым и бледным на нашем фоне. Мы сказали, что в другой раз мы Андрею Викторовичу накрасим губы и нарумяним щеки. Мы такие блаженные пошли назад, на свою гору, посидели на лавочке, там в соснах ворчали какие-то птицы, подышали ароматным воздухом, смотрели на луну и расслаблялись, расслаблялись… Подошли к своему отелю, смотрим, что такое, вход в отель через окно, подставили стул к окошку, водитель подавал нам ручку со стороны улицы, и мы прыгали с подоконника прямо в зал, так было интересно, а то что все время через дверь да через дверь. Мы хорошо так посмеялись, а потом догадались, что у каждого есть маленький ключик от входной двери. Мы попили чайку, спели несколько романсов, поболтали немножко и легли спать.

25 мая, суббота. Свободный день. Трубят подъем. Я включаю радио, передача идет на словацком языке. Я в шутку перевожу: «Вечером в концертном зале курорта с большим успехом выступит лауреат всех конкурсов, большой академический хор «Ковчег» из Москвы. Они получили приглашение в Вену. После завтрака мы снова пошли в город. Встретили Андрея Викторовича. Он говорит: «Наши, как челноки. Бегают туда-сюда, глаза на лбу». Встречаем еще наших. Мы им говорим: «А вы видели дешевый хрусталь?» — «А где?» — «А там, за углом, направо». Побежали за угол, осчастливили хозяина хрустального магазина, он больше не ездил на склад за отдельным товаром, а просто составил список, кому чего надо, и сказал, что товар бесплатно доставят к отелю к обеду. Ну, все было точно, он всех нас так благодарил. За обедом говорю: «Девчонки, ну теперь все успокоились, давайте глаза ставить на место». Нет, еще не все спокойны. После обеда полнейшая расслабуха. Некоторые ушли купаться в термальные воды, Зотьевна пошла спать, кто-то опять в город. Я пошла на речку, искупалась, потом на курорте попила целебной водички, сходила в костел, посмотрела службу, там на каждом столике лежит толстая книга с нотами и словами, так что на службе у них все поют, побродила по курорту и вернулась к ужину. В 8 часов у нас прощальный ужин. На огонек к нам приехали гости из фирмы и хозяйка отеля. Она сказала, что ей очень понравился наш коллектив, мы очень хорошие, попросила спеть русские песни. На глазах у нее были слезы. Ну, наши девочки, какие же они умные, сразу насочиняли всякие пародии, и вот уже читают и поют. А мы сидим, хохочем. А самые маленькие тоже сплошные таланты, быстро выучили под чутким Юриным руководством песню про мужчин, которые хотят выудить из бутылки джинна. После небольшого импровизированного концерта мы пошли на костер. Было как в сказке: горел огонь и полыхало небо, гремел гром и поливал сильный дождь, а мы сидели под густым кленом и испытывали всю силу природы на себе. В столовой еще немножечко попели и разошлись около часа ночи, хотя уходить совсем не хотелось.

26 мая, воскресенье. Готовимся к отъезду. Андрей Викторович спрашивает, кто хочет остаться. Валя Гурьянова подняла сразу две руки. Что же я грущу? В мои окна так же смотрят деревья и щебечут птицы. Не хочется уезжать из этого райского уголка, но надо, пани машет нам вслед рукой. До свидания. Все было ОК. В 14:00 прибыли на границу. Снова стояли долго, потом начали парами пускать нас в туалет. Потратили последние кроны, а через границу нас так и не пропустили, повернули обратно, будто бы почувствовали, что мы не хотим так быстро уезжать домой. Андрей Викторович сказал, что мы поедем сразу через Вену, заглянем на огонек в Германию, чтобы сразу уж отпеть в Европе, ну а там и Америка не за горами. Вот и горы Татры. Забрались на перевал. Небо почти рядом, облака мимо нас проносятся, внизу зеленый ковер леса. Дух захватывает. Пока спускались с гор, передумали ехать в Вену и поехали на польскую границу. Паспорта взяли, а мы опять заныли, снова туалет нужен, давно бы уж отвели нас по одному. И вот мы уже в Польше, едем, любуемся окрестностями. Жизнь полна неожиданностей, свою границу пересекли одним махом. Мы приготовились к шмону, а таможня даже не посмотрела на наши родные, заспанные лица. Едем по шершавой дороге, вот она такая, сторона родная, с мусором, рассыпанным по всей площадке д/отдыха. До Москвы осталось 619 км, совсем близко. В 1:30 проехали пограничный столб. «Ура! — закричали мы. — Здравствуйте, наши березки и осины, мы почти у дома». Въехали на Ленинградское шоссе, и тут у Раисы Максимовны случился день рождения. Мы спели ей наше многолетие и подарили фирменный значок. Она была тронута нашим вниманием и сказала, что будет долго нас помнить. Приехали на площадь Юности, президент фирмы поздравила нас с возвращением, мы ей очень понравились, у нее было много групп, но наша оказалась самой лучшей и неприхотливой, и она готова сотрудничать с нами и дальше, и, как потом оказалось, готова везти нас в Финляндию.

Вот и все, что я смогла написать.